Заграничный соблазн

В. Жаравин

Все мы слышали о том, что союзники активно помогали нашей стране в те годы и военной техникой, и продовольствием, и одеждой. Поступала такая гуманитарная помощь и в Кировскую область, но о ее размерах никто из исследователей еще не писал. И вот перед нами «Справка о полученных и распределенных заграничных подарках», составленная областным отделом государственного обеспечения и адресованная уполномоченному партийного контроля по Кировской области. В ней читаем: «В 1944 году в область поступило 7 вагонов подарков, в том числе: обуви – 7670 пар, одежды – 62510 штук, прочих носильных вещей – 15391 штука; лезвий для бритв, сигарет, конвертов, блокнотов, карандашей – 9414 штук. Продуктов пришло меньше: сала свиного – 30 кг, чернослива – 18 кг, молока сгущенного – 120 банок, поэтому все они были направлены в детские дома».

Причиной для составления такой справки явились многочисленные злоупотребления вокруг подарков, хотя предусмотрели вроде бы все. Кировским облисполкомом 6 апреля 1944 года в соответствии с распоряжением Совнаркома СССР было принято специальное постановление «О распределении носильных вещей и других предметов, поступивших в качестве подарков от общественных организаций Англии, США, Канады для семей военнослужащих и особо нуждающегося эвакуированного населения». Вместе с решением исполком выслал во все районы и инструкцию для руководства, кому следовало выдавать подарки в первую очередь, и отдельную форму отчетности по выдаче заграничных презентов.

Первые же проверки выполнения этого постановления вскрыли факты злоупотребления и хищений. И это не удивительно: в те годы мало было и своих отечественных товаров, а тут поступали импортные. И многие не устояли от соблазна. Первое нарушение хранения, распределения и выдачи вещей (без злоупотреблений) было выявлено в августе 1944 года в Шабалинском районе. По представлению областного отдела государственного обеспечения облисполком принял специальное решение, которое было разослано во все районы с целью предотвращения подобных случаев. Однако оно не помогло, и проверки находили все новые и новые факты распределения вещей по родственникам и нужным людям и случаи прямого воровства. Самое интересное – то, что от соблазна порой не удерживались те, кто должен был контролировать распределение: работники районных отделов гособеспечения. Так, в Кильмези была вскрыта недостача 94-х предметов, по результатам расследования виновные в воровстве – зав. отделом и инспектор были приговорены судом соответственно к 4-м и 2-м годам лишения свободы. В Кайском районе зав. отделом гособеспечения часть подарков присвоил, часть раздал своим знакомым (от 90 предметов), за что получил два года лишения свободы, а инспектор, тоже не удержавшийся от соблазна, был приговорен к одному году принудительных работ. Также были пойманы на воровстве работники райгособеспечения в Богородском, Верховинском, Сунском, Тужинском и Халтуринском районах. Были случаи попыток скрыть хищения: производилась подмена импортных вещей на отечественные, подделывались документы, за что виновные были наказаны лишением свободы сроком до восьми лет. Не могли пройти спокойно мимо заграничных тряпок и некоторые другие ответственные работники, которых привлекали в качестве членов комиссии по распределению подарков. Такие случаи были выявлены в Верхошижемском, Зуевском, Шестаковском и некоторых других районах. А в Свече подарки получили почти все работники райкома партии, кроме первого секретаря. Разбирательством занимался обком ВКП(б), и виновные получили наказание по партийной линии.

Так шло распределение подарков 1944 года. К сожалению, в справке не указывается, сколько подарков дошло до адресатов. Документ заканчивался словами: «В июне 1945 года получено 3 вагона заграничных подарков. Разборка вещей заканчивается».1

Значит, впереди были новые соблазненные и осужденные.

Примечания

1 ГАСПИ КО Ф. П-1291. Оп. 1. Д. 83. Лл. 35-37.