Халтуринское педучилище и его директор во время войны

В. Жаравин

История Орловского педагогического училища (бывшее Халтуринское педучилище) пока не написана, однако о военных страницах его истории можно узнать из документов ГОУ «Государственный архив социально-политической истории Кировской области».

После начала Великой Отечественной войны изменилась жизнь людей, их привычный быт, нормальное функционирование всех организаций, в том числе учебных заведений. В зданиях педучилища и общежития г. Халтурина был размещен эвакогоспиталь. Директор училища П.Н. Бельтюков был призван в армию.

В августе 1941 года в г. Халтурин прибыл по эвакуации Соломон Маркович Орлов (1900-1977), назначенный областным отделом народного образования на должность директора педучилища. До войны он работал в Гомельском педагогическом институте заведующим кафедрой истории, был секретарем партийного бюро института.1

 С.М. Орлов — директор педучилища

Первый военный учебный год начался поздно: по решению Халтуринского райкома ВКП(б) и райисполкома от 27.09.1941 г. все трудоспособное население г. Халтурина, в том числе учащиеся и преподаватели педучилища, было мобилизовано на сельхозработы до окончательной уборки урожая.2 Занятия в две смены, продолжавшиеся до 9 часов вечера, проходили не в обычной обстановке: в зданиях семилетней школы и медшколы. Преподавателям для проведения уроков приходилось в течение дня по нескольку раз переходить из одного здания в другое. Не было помещений ни для библиотеки, ни для хранения наглядных пособий, большую часть которых пришлось передать школам города.

Военное время накладывало отпечаток на все: на производственных совещаниях решались вопросы не только педагогического мастерства, но и сбора теплых вещей для фронтовиков. Все преподаватели сдали нормы на значок ПВХО (противохимической обороны) и ГСО («Готов к санитарной обороне»). По инициативе директора, в училище стали «изучать пулемет и гранату».3

Особенностью 1941-1942 учебного года было и включение в учебный план подготовки сандружинниц из учащихся. С января 1942 года стали изучать сельхозмашины: райком партии дал задание педучилищу и другим учебным заведениям района по подготовке водителей автомобилей, трактористов и комбайнеров. Вопросы сельского хозяйства вставали все острее, и училищу «прикрепили» подшефный колхоз, где учащиеся постоянно работали, а затем отвели еще землю для организации подсобного хозяйства. Все это легло на плечи директора училища. У С.М. Орлова уже был в прошлом небольшой опыт: в течение года он работал директором совхоза. Это ему очень пригодилось в Халтурине.

Конечно, главной задачей педучилища оставалась подготовка будущих учителей. Поэтому, несмотря ни на что, педагогический коллектив старался ее выполнить.

Второй год войны, можно сказать, был уже полегче для жителей района: приспособились, притерпелись. Соломон Маркович все силы прикладывает к тому, чтобы в новом учебном году хотя бы немного облегчить быт учащихся педучилища. Из документов видно, как он через РОНО, райисполком, райком партии решает две задачи: организовать питание для учащихся и общежитие (плата за проживание в Халтурине на частной квартире доходила до 10 фунтов муки, так как плату квартиросдатчики предпочитали брать продуктами). Пришлось заниматься директору и подсобным хозяйством: покупают телят, свиней и кроликов.4 Позже пришлось купить и двух лошадей как тягловую силу. К концу октября 1942 года у учащихся были и столовая, и общежитие.

Для учащихся учебный год начался не только с сельхозработ, а еще и с проведения декадника по заготовке лекарственных трав, грибов, ягод и коры. Учащиеся, наряду с учебой, активно вовлекались в шефскую работу: помогали семьям фронтовиков, постоянно ходили в госпиталь (там оборудовали палату, развесили шторы, лозунги, поставили цветы), через день организовывали читку книг и газет, ставили концерты. В марте 1943 года преподаватели и учащиеся активно участвовали в сборе семян, продуктов и предметов домашнего обихода в помощь Сталинграду.

В 1943 году подсобное хозяйство педучилища уже прочно стояло на ногах. Директор С.М. Орлов докладывал коллективу, что посеяно 1,9 га зерновых, посажено 780 кг. картофеля (на семена шли верхушки, специально срезавшиеся для посадки), 60 кг. лука, по 20 соток моркови и свеклы.5

Как и каждый руководитель, С.М. Орлов много времени занимался хозяйственной работой. Но в условиях военного времени улучшить условия обучения учащихся было почти невозможно. В одном из выступлений преподавателей на совещании прозвучало: «В училище 280 учащихся, работаем в две смены. Помещение очень тесное, коридоры темные, полы запущены, не крашены. Учащимся во время перемен некуда выйти. В училище холодно, дрова выработаны, но не довозятся. Занимаемся в пальто, тесно, парт мало, а больше ставить некуда. Нет раздевалки, поэтому учащиеся раздеваются в классах и коридорах».6 Однако и этот вопрос был решен. Благодаря усилиям директора, к 1943-1944 учебному году училище получило новое здание.

Несмотря на свою занятость, С.М. Орлов находил время и для общественной работы. Он был утвержден внештатным лектором райкома партии, и ему постоянно приходилось выступать с лекциями и докладами на предприятиях города и района.

К 1944 году советские войска, громя фашистов, освободили Гомельщину, и после окончания учебного года С.М. Орлов уехал в Гомель, возвратился в родной пединститут, где работал деканом исторического факультета, преподавателем. Позже он с семьей переехал в г. Херсон, преподавал в Херсонском судно-механическом техникуме, затем работал директором школы рабочей молодежи.

Примечания

1ГАСПИ КО. Ф. П-1290. Оп. 17. Д. 3506
2Там же. Ф. П-1295. Оп. 3. Д. 5. Л. 243
3Там же. Д. 28. Л. 44
4Там же. Оп. 4. Д. 19. Л. 3
5Там же. Л. 17 об.
6Там же. Ф. П-1810. Оп. 1. Д. 2. Л. 25.