Центр льнопромышленности страны

В. Жаравин

В годы Великой Отечественной войны в Кировскую область были эвакуированы десятки промышленных предприятий. Однако, если мы спросим у кировчан, какие заводы и фабрики прибыли в область в годы войны, то услышим только о Лепсе, «Крине», Коломенском заводе. В публикациях также речь везде идет только об эвакуированных предприятиях, выпускавших оборонную продукцию. О фабриках пищевой и легкой промышленности, размещенных в годы войны в разных городах области, почти не писали. Между тем материалы ГОУ «Государственный архив социально-политической истории Кировской области» могут рассказать много интересного об этих неизвестных страницах минувшей войны.

Перед Великой Отечественной войной промышленность нашей страны развивалась быстрыми темпами. Внимание уделялось не только машиностроению, созданию гигантов индустрии, но модернизации легкой промышленности. Чтобы обеспечивать сырьем льнопредприятия центра страны, где исторически сложилось это производство, были построены льночесальные фабрики: Вяземская, Псковская, Ржевская и Оршанская. С началом военных действий все они прекратили свою деятельность, так как оказались вблизи надвигающегося фронта. Под угрозой остановки оказалось льнопроизводство в Костроме, Вологде, Иванове и других городах, получавших сырье с этих фабрик.

В этих условиях Наркомат легкой промышленности принял решение об эвакуации Ржевской и Вяземской льночесальных фабрик в Кировскую область (Псковская и Оршанская фабрика считались уничтоженными врагом). Основанием для эвакуации послужило наличие в области прирельсовых складов Кировского льнотреста, которые легко можно было приспособить под этот вид производства, а также наличие больших сырьевых возможностей как в Кировской области, так и в прилегающих к ней областях и республиках. Не будем забывать, что лен в то время возделывался на больших площадях, чем сейчас. Предусматривалось, что в связи с временной ликвидацией сырьевых районов на западе и юге страны все внимание будет сосредоточено на развитии сырьевой базы на севере и востоке, и эвакуированные фабрики будут обеспечены сырьем.

31 июля 1941 года в г. Котельнич прибыли первые из 165 вагонов с оборудованием Ржевской льночесальной фабрики, которую разместили на складах льнотреста в районе станции Котельнич-2. А 6 августа в Киров прибыла первая партия оборудования Вяземской льнофабрики - 21 вагон. Разгружал их коллектив фабрики «Красный труд» (позднее она вошла в состав Кировского текстильного комбината) на специально устроенном для этой цели субботнике. Оборудование продолжало прибывать и в следующие дни, а так как с местом размещения фабрики было еще не решено, станки и машины выгружали прямо под открытое небо. Затем решили перевезти оборудование на территорию фабрики «Красный труд»: железная дорога требовала немедленно освободить платформы. Специальным решением облисполкома было мобилизовано 150 подвод в колхозах Кировского и Медянского районов. И вот в течение 12-15 августа было вывезено более 1000 подвод с оборудованием на фабрику, где, сократив цех, выделили некоторую часть производственных площадей и часть склада, разместив наиболее ценные детали в закрытых помещениях.23 августа приехали 130 рабочих Вяземской фабрики.

Их никто не встречал, не подготовлены были и места для их жительства. Поэтому директору фабрики «Красный труд» Белорыбкину пришлось всю ночь на 24 августа и в следующий, выходной, день заниматься их расселением. С размещением Вяземской фабрики произошла задержка, так как склады Заготльна в г. Кирове были заняты другими предприятиями. Только в ноябре 1941 года для нее было освобождено здание Кировской машинно-тракторной мастерской, расположенной по направлению Московского тракта в трех километрах от железной дороги. Рабочие были расселены по соседству с фабрикой в деревнях Большие и Малые Кочуровы. В первой были выделены здания под контору, столовую и конюшню.

Пока фабрики размещались, Наркомат легкой промышленности в сентябре1941 года решил еще раз напомнить о важности льночесальных предприятий для всей страны. В адрес первого секретаря Кировского обкома партии В.В. Лукьянова было направлено письмо, где указывалось: «Вызванное войной нарушение работы центральных чесальных фабрик: Вяземской, Псковской и Ржевской - может иметь очень серьезные последствия для ряда льнопрядильных фабрик, получающих чесаное волокно и очесы с центральных чесальных фабрик и потому ликвидировавших у себя механическое и ручное чесание льна. Поэтому вопрос о скорейшем восстановлении чесального дела и, в частности, работы указанных фабрик является срочным и необходимым для льняной промышленности, полностью работающей на нужды обороны».

Однако обстановка в области с приемом, размещением и пуском в эксплуатацию эвакуированных предприятий была очень сложной. В первую очередь внимание обращалось на предприятия, изготавливающие непосредственно военную технику и боеприпасы. Эти заводы начинали выпускать свою продукцию буквально через месяц после прибытия, не имея зачастую крыши над станками. Приехавшие льнофабрики к первому января 1942 года все еще не были готовы к эксплуатации, хотя у них тоже были установленные Наркоматом сроки.

Директор Ржевской льночесальной фабрики, размещенной в Котельниче, Василий Иванович Глушков докладывал в ноябре 1941 года в обком партии, что коллектив фабрики занимается строительно-монтажными работами, однако очень нужна помощь в материалах, в квалифицированных строителях, в выделении подвод. Он жаловался, что «Котельничский райисполком помогает мало. Возникла необходимость устройства детсада и детяслей для детей рабочих, а подходящий дом не дают. Не решен вопрос с питанием на фабрике: прикрепленный магазин торгует хлебом в рабочее время, поэтому добросовестные рабочие остаются без хлеба».

С бытовыми трудностями столкнулись и работники Вяземской фабрики в Кирове.

Ее смонтировали быстрее. Но еще и в январе, и в феврале, и в марте 1942 года она не работала из-за отсутствия сырья. Наконец в апреле секретарь обкома партии Н.П. Шипулин доложил, что фабрика начала работать, правда, всего на двух машинах из пяти установленных. Производительность одной машины - одна тонна в смену. Лен направлялся в Кострому на льнопрядильные фабрики, а очесы - на Кировскую фабрику «Красный труд». Интересно, что после того, как фабрика начала нормально работать, ее директор Федор Иванович Павлов решением Главного управления льняной промышленности был откомандирован на работу в Смоленский обком партии (напомним, что Вязьма - это районный центр Смоленской области).

В Котельниче дела с пуском фабрики затянулись. Монтаж чесальных машин был завершен в соответствии с графиком Наркомата к 10 декабря 1941 года, однако строительные работы по приспособлению складских помещений под производственные задержались. Кроме того, из-за сложностей с электроснабжением пришлось устанавливать локомобиль с генератором. Трудности возникли и с водой: стало необходимо копать зимой траншею для проведения водопровода к фабрике. К работам были привлечены не только рабочие фабрики, но и горожане, для которых организовывались субботники. После решения всех вопросов льнофабрика в Котельниче 20 апреля 1942 года вступила в эксплуатацию.

Когда фабрики начали работать, видимо, для удобства они получили новые названия: Вяземская, размещенная в Кирове, стала называться Кировской, а Ржевская, находящаяся в Котельниче, - Котельничской льнофабрикой. Эти названия стали официальными, и они везде проходят в документах. Надо отметить, что с самого начала было видно, что для эксплуатации всего эвакуированного оборудования фабрик нужно было иметь очень большие запасы сырья, отсутствующие в области. (В Кировской области существовали и свои льнозаводы с механической обработкой льна, которые также надо было обеспечивать сырьем). Поэтому первоначальной задачей было установление на каждой фабрике по пять чесальных машин, хотя их было на Вяземской фабрике тридцать, а на Ржевской - тридцать семь. Планировавшегося увеличения объемов заготовки сырья льна не получилось, и в основном из-за его нехватки обе фабрики часто в те годы не выполняли производственные планы. Привезенное и неустановленное оборудование простаивало. Поэтому с разрешения Наркомата легкой промышленности в 1942 году часть оборудования Вяземской фабрики была передана в Коми-республику. Интересно, что, когда проверяли неустановленное оборудование, обнаружили на Кировской эвакобазе (куда для хранения свозилось эвакуированное оборудование, прибывшее без соответствующих документов) неизвестно кому принадлежавшие льномашины. Специально вызванный из Москвы представитель управления льнопромышленности определил, что это оборудование принадлежит Оршанской льночесальной фабрике, считавшееся уничтоженным врагом. Таким образом, получилось, что оборудование трех из четырех существовавших в стране льночесальных фабрик было эвакуировано в нашу область. Пролежавшие с июля 1941 года Оршанские машины в апреле 1943 года было решено передать Бийскому льнокомбинату.

Жизнь в эвакуации постепенно начала налаживаться. Фабрики стали работать, люди занимались своим трудом. В 1942 году выделили землю под подсобное хозяйство: стало легче решать вопросы снабжения столовых. Завели и индивидуальные грядки для желающих.

Однако для Котельничской льнофабрики летом 1942 года выпали новые испытания.

12 июля ночью от грозового разряда случился пожар. Тушили всем миром во главе с директором. Однако сгорели крыши, деревянный пол, гарнитура у машин, четыре тонны обработанного и две тонны необработанного льна. Ущерб составил 350 тысяч рублей. Для быстрейшего устранения последствий пожара на фабрике было решено с 15 по 20 июля перевести всех работников на рабочий день с 8 часов утра до 8 часов вечера с часовым перерывом на обед. Несчастье еще больше сплотило коллектив.

Кроме производственных, решались и вопросы, характерные для того времени. Люди собирали теплые вещи для отправки на фронт, готовили подарки бойцам к годовщинам Красной Армии, шефствовали над госпиталями. В ГОУ «Государственный архив социально-политической истории Кировской области» сохранились протоколы партсобраний Котельничской льнофабрики тех лет, где видно, как люди постоянно вспоминали свой Ржев, как делали все, что могли, когда от них требовали обстоятельства. Например, дрова для фабрики надо было заготавливать самим на выделенных лесосеках, для чего постоянно летом и осенью по 25-30 человек работали в лесу.

На одном из собраний в начале 1945 года решили подвести итоги по сбору средств работниками фабрики. Получилось, что они за годы войны собирали деньги на танковую колонну, на строительство самолета «Рабселькор», самолета «Кировец», колонну «Кировский комсомолец», пятую авиаэскадрилью, на эвакуированных детей, в помощь семьям фронтовиков, на подарки бойцам в армию и в госпиталь и еще на разные военные займы. А ведь еще и самим на что-то жить надо было...

Эскадрилья самолетов, построенная на средства кировчан

Начиная с 1943 года, все ждали, когда им можно будет вернуться на родину. Люди видели, что начало восстанавливаться разрушенное войной хозяйство. И вот часть неиспользованного оборудования пошла на запад, в Вышний Волочок. Затем - приказ из Наркомата легкой промышленности о направлении отдельных руководящих работников во Ржев на восстановление родной фабрики. Туда же было велено передать имевшуюся на фабрике автомашину.

Обе фабрики продолжали работать на вятской земле до конца войны, выпуская льноволокно, обеспечивая сырьем льнопрядильные фабрики. Однако если сравнивать цифры выполнения производственных планов по объему и в денежном выражении, то заметно, что Котельничская фабрика работала более стабильно, ее меньше лихорадило из-за отсутствия сырья. Не случайно в 1945 году в ее адрес пришла благодарственная телеграмма коллективу от председателя Государственного Комитета Обороны И.В. Сталина.

После окончания Великой Отечественной войны и Ржевская, и Вяземская льночесальные фабрики вернулись в родные города. А Кировская область, хотя и имела возможность, так и не стала центром льнопромышленности страны.