Строительство Кирово-Чепецкой ТЭЦ в годы Великой Отечественной войны

В. Жаравин

В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (ГАСПИ КО) хранится много документов периода Великой Отечественной войны, которые лишь недавно, после рассекречивания, стали доступны для исследователей. Среди них и материалы о строительстве Кирово-Чепецкого промузла, в том числе и ТЭЦ-3, сосредоточенные, в основном, в архивном фонде Кировского обкома КПСС.

Строительство ТЭЦ на р. Чепце началось еще в 1935 году. Трижды, в 1936, 1937, 1938 годах, оно замораживалось, из-за чего переносились сроки окончания строительства, были большие трудности с проектированием и получением всего необходимого стройке. Значение строящейся ТЭЦ было огромно для развития всей Кировской области: кроме строящегося промузла, куда входили крупнейший в СССР бумажный комбинат, завод «Ф» и соцгород), электроэнергией должен был обеспечиваться город Киров, где в конце 1930-х годов начали строиться 4 крупных завода: 2 - Наркомата авиапромышленности, 1 - Наркомата боеприпасов и 1 - Наркомата металлургии. Срок пуска ТЭЦ-3 в эксплуатацию предусматривался в 1942 году. Неслучайно эта стройка была в центре внимания деятельности обкома ВКП(б), высшего органа власти в области в то время. Вопросы строительства Кирчеп ТЭЦ (часто в документах она обозначалась таким сокращением) регулярно рассматривались на бюро обкома партии, работники обкома ВКП(б) были частыми гостями на стройке. Предложения, которые они давали в своих выводах, с сегодняшней точки зрения выглядят необычно. Так, инструктор обкома т. Корякин предлагал в феврале 1941 года: «В части кирпича необходимо передать несколько церквей и форсировать их разборку. В Слободском районе можно разобрать 2 церкви, это Успенскую и Спасскую, которые дадут кирпича 600-700 тыс. штук. В Просницком районе 2 церкви: Пыжинская и Филипповская дадут приблизительно 1300 тыс. шт., в Белохолуницком районе 2 церкви: Вагино и Сырьяны - 700 тыс. шт., в Кировском районе Кстининская церковь - 500 тыс. шт»1. Уже перед войной стройка стала областной: решением бюро обкома партии через райкомы комсомола было направлено 100 комсомольцев на строительство ТЭЦ2.

Одно из последних предвоенных заседаний бюро обкома ВКП(б), 31 мая 1941 года, было посвящено разбору положения со строительством Кирово-Чепецкого промузла. Решения были приняты довольно жесткие: директора Кирово-Чепецкой ТЭЦ т. Катунцева «за безответственное отношение к организации подготовительных работ по строительству ТЭЦ ... с работы снять и отдать под суд. ... Довести до сведения ЦК ВКП(б) о несерьезном отношении наркома Наркомата электростанций СССР т. Леткова к строительству Кирово-Чепецкой ТЭЦ в части размещения оборудования, сроков проектирования, оснащения строительными механизмами, материалами и автотранспортом»3. Были приняты решения: построить в течение двух месяцев кирпичный завод, трех месяцев - шоссейную дорогу к стройплощадке, проектировать мост для узкоколейки через реку Чепцу, наметить трассы электропередач до г. Кирова и Каринстроя, организовать оргнабор рабочей силы в районах области.

Начавшаяся Великая Отечественная война заставила ускорить строительство ТЭЦ-3. В 1941 году в г. Киров были эвакуированы заводы: № 38 танковой промышленности, № 32 и 266 - авиационной, № 537 – боеприпасов - чисто военные, а, кроме них, завод «Крин», Вяземская льнофабрика и другие более мелкие предприятия и отдельные цеха. Все они, так же, как и уже имевшиеся, работали на оборону и требовали энергии, которой катастрофически стало не хватать. Городские власти были вынуждены отпускать электроэнергию для предприятий по графику, а жилой сектор просто отключить от электричества.

3 декабря 1941 года бюро обкома ВКП(б) снова рассматривает вопрос о строительстве Кирово-Чепецкой ТЭЦ. Решением обкома были установлены конкретные сроки окончания строительства всех объектов ТЭЦ: главного здания, распредустройства,- водовода, установки турбин, котлов и т.п.; линий электропередач. Для строительства узкоколейки до Каринских торфоразработок увлекался 1 отдельный саперный батальон 34 запасной лыжной бригады. На строительные работы были мобилизованы: 1100 колхозников, в том числе 700 конных, для Кирчеп ТЭЦ, и 1200 - для Каринстроя, в том числе 300 конных4.

Строительство ТЭЦ-3 как имеющее важное оборонное строительство было взято под контроль Государственного Комитета Обороны. В январе 1942 года Наркомат электростанций СССР направил в Кировский обком ВКП(б) письмо, в котором сообщил, что для Кирово-Чепецкой ТЭЦ выделяется оборудование Сызранской, Семеновской и Челябинской ТЭЦ, Свирьстроя, Уралэнергостроя Свердловской конторы Снабэлектро5. В обкоме ВКП(б) создался специальный отдел электростанций для улучшения контроля за энергоснабжением области.

21 февраля 1942 года Совнарком СССР принял специальное постановление № 231 «Об энергоснабжении г. Кирова». Согласно ему в областном центре создавался энергокомбинат, куда вошли ТЭЦ-1 и ГЭС-2.

Основная часть постановления касалась вопросов строительства ТЭЦ-3, устанавливались задания для наркоматов и Госплана СССР о выделении и изготовлении оборудования, направлении материалов, мобилизации людей на стройку, организации финансирования (перевод на хозспособ) и снабжения людей (создание закрытой торговой сети)6.

На стройку было направлено две стройколонны в количестве 2 тысяч человек7. Как правило, в эти подразделения направлялись люди, неблагонадежные для отправки на фронт: поляки, западные украинцы, немцы Поволжья и т.д. Так, в районе строительства начали появляться зоны сначала рабочих стройколонны, потом ИТК (исправительно-трудовая колония). На строительство было мобилизовано 2300 колхозников из 14 районов области, однако многие из них оттуда сбегали домой. Начальник строительства ТЭЦ-3 т. Бограш, докладывая в обком партии, 3 апреля 1942 года писал: «В связи с реализацией постановления Совнаркома СССР строительство сумело в марте выполнить объем в два раза больше февраля, несмотря на неблагоприятные погодные условия. ... Совершенно эффективной рабочей силой оказались стройбатальоны»8.

В мае 1942 года обком партии направил в ЦК ВКП(б) докладную записку о положении на строительстве Кирово-Чепецкой ТЭЦ, где объяснял, что в течение всего 1941 года «Наркомат электростанций СССР ... строительству не уделял никакого внимания и совершенно не отпускал требовавшихся для стройки материалов, транспорта и механизмов. Выполненные за 1941 год на строительстве работы на 2 млн. 461 тыс. руб. были обеспечены исключительно за счет местных материальных ресурсов»9. Далее говорилось о том, что ситуация на стройке изменилась после принятия правительственного решения, работы по строительству активно идут, рабочие перевыполняют планы, однако установленный правительством срок пуска 1-й очереди ТЭЦ-3 - 1 октября 1942 года - не будет выполнен из-за необеспечения стройки фондовыми материалами и оборудованием.

Лето прошло в ударном труде. Для решения вопроса с обеспечением продовольствием с апреля 1942 года организовали подсобное хозяйство ТЭЦ на 52 гектарах, где посадили картофель, овес, горох и под 165 рам капусту, помидоры и табак. 12 гектаров было отведено для индивидуальных огородов: рабочих и служащих ТЭЦ10.

Летом продолжали строить шоссейную дорогу на Казанский тракт протяженностью 21 километр. Эту дорогу начинали строить в 1936 году, но было сделано всего 7 километров, из которых замощено было только два11. Пока дороги не построили, в Киров ездили через село Макарье. Областные власти отказали в направлении мобилизованных колхозников на этот объект, предложив дорожным строительством заниматься силами работников ТЭЦ. 12 августа 1942 года на бюро обкома партии еще раз рассмотрели вопрос «О сроках окончания строительства и пуска первой очереди Кирово-Чепецкой ТЭЦ и Каринторфстроя». В постановлении записали: «Установить срок пуска генератора мощностью в 12 тыс. КВт на Кирово-Чепецкой ТЭЦ и дачи рабочего тока г. Кирову - 15 октября 1942 года»12. Тут же определили срок окончания строительства моста через Чепцу - 25 сентября. Речь пошла и о подготовке квалифицированных кадров для ТЭЦ-3 и партийном руководстве: в виду особой важности Кирово-Чепецкой ТЭЦ просить ЦК ВКП(б) установить должность парторга ЦК ВКП(б) на строительстве ТЭЦ»13.

Строительство медленно, но заметно продвигалось к концу. Люди трудились самоотверженно, и вот радостная весть: «Приказом Наркомата электростанций СССР от 17 августа 1942 года № 69 строительству Кирово­-Чепецкой ТЭЦ присуждено переходящее Красное знамя ВЦСПС и Наркомата электростанций СССР с установлением денежной премии особо отличившимся»14.

Руководил строительством Анатолий Дмитриевич Замыслов, назначенный на эту должность в июне 1942 года. В архиве хранится его личное дело15, из которого узнаем, что он был инженером-теплотехником с высшим образованием, до ТЭЦ-3 работал главным инженером четыре года на строительстве электростанций в Сталинской (Донецкой) и Молотовской (Пермской) областях. Ему было 37 лет.

Замыслов Анатолий Дмитриевич

В установленные и правительством, и бюро обкома партии сроки не уложились, не хватило буквально двух недель. В советские времена, как правило, старались все закончить к революционным праздникам. Так стремились и здесь. Интересен хранящийся в архиве «Рапорт 12-му пленуму обкома ВКП(б)»: «Выполняя взятые предоктябрьские социалистические обязательства, коллектив рабочих, служащих, инженерно-технических работников, строителей и монтажников Кирово-Чепецкой ТЭЦ сообщает вам - кировским большевикам, собравшимся на 12-й пленум, что 28 октября, в 22 часа, турбогенератор мощностью 12 тысяч киловатт пущен (поставлен на обороты). Турбины и все вспомогательные механизмы опробованы и работают нормально. Коллектив строительства мобилизует все свои силы на окончание всех недоделок и обязуется к 1 декабря с.г. дать рабочий ток на полную мощность турбогенератора промышленным предприятиям города Кирова, одновременно, не снижая темпов, начать осваивать строительно-монтажные работы второй очереди. ... Начальник строительства Замыслов, директор ТЭЦ Чабан, секретарь партбюро Разумец, председатель постройкома Рукавишников»16.

В докладной записке для обкома партии говорилось не так торжественно: «28 октября с.г. станция в комплексе всего тепломеханического электрического оборудования опробована на холостом ходу. 8 ноября дан первый ток городу Кирову с нагрузкой на турбогенератор до 3000 квт, и в дальнейшем турбогенератор работал до 28 ноября с двумя перерывами. Таким образом, котел № 1, турбогенератор со всем вспомогательным оборудованием, полный комплекс технического водоснабжения, а также электрическая часть закончены. Станция работала на временной топливоподаче на дровах, которая являлась вынужденным сооружением»17.

Дело в том, что, несмотря на то, что мост через Чепцу 24 октября был сдан в эксплуатацию, узкоколейка к Каринским торфоразработкам была не закончена из-за недостатка оборудования. Этот вопрос, как и сроки пуска в эксплуатацию ТЭЦ-3, рассматривался 9 декабря 1942 года на бюро обкома партии. В решении было записано: «Обеспечить пуск станции с 12 декабря с.г. на мощность не менее 2000 КВт до окончания постоянной топливоподачи и Северной подстанции. Срок ввода станции в эксплуатацию на полную мощность установить 15 января 1943 года. ... Закончить строительство железнодорожных путей... к 15 декабря с.г., а с 25 декабря начать регулярную подачу топлива на ТЭЦ. ... Обязать НКВД СССР организовать на Кирово-Чепецкой ТЭЦ к 15 января 1943 года колонию в количестве 600 человек для работы на топливоподаче»18.

Строительство продолжалось, и на 1943 год было запланировано «расширение Кирово-Чепецкой ТЭЦ за счет установки дополнительной турбины 25 мгВт и двух котлов по 400 тн час»19. 10 марта 1943 года приказом Наркомата электростанций СССР № 126а была создана приемо-сдаточная комиссия для приема в промышленную эксплуатацию Кирово-Чепецкой ТЭЦ, линии передач 110 КВт и Северной подстанции. Председателем ее был утвержден управляющий Кировэнерго Я.М. Ботвинник, а членами представитель Наркомата А.С. Бердичевский и руководители строительства и ТЭЦ. Комиссии было приказано закончить работу к 15 апреля 1943 года20. А 17 июля 1943 года вышел приказ по Главному управлению электростанций и сетей Центра «Главцентроэнерго»: «Управлению Кировэнерго (т. Ботвиннику) и директору ТЭЦ-3 (т. Тиманюку) к 1 августа принять в эксплуатацию 1-ю очередь Кирово-Чепецкой ТЭЦ, установив совместно со строительством сроки и порядок установления всех имеющихся недоделок»2

30 сентября 1943 год вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями работников строительства Кирово-Чепецкой ТЭЦ. Всего было награждено 15 человек, в том числе орденом Трудового Красного Знамени токарь С.К. Пиджаков, орденом Красной Звезды - секретарь Кировского горкома ВКП(б) В.Я. Радаев и заместитель секретаря обкома ВКП(б) по электростанциям К.Г. Харитонов, орденом Знак Почета - 6 человек и медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие» - 6 человек22.

Первый секретарь Кировского обкома партии В.В. Лукьянов направил на строительство телеграмму: «Поздравляю коллектив строителей Кирово-Чепецкой ТЭЦ с высокой оценкой их работы, награждением работников орденами Советского Союза. Обком партии выражает твердую уверенность в быстром и успешном окончании строительства второй очереди»23.

В 1944 году строительные работы продолжались, в частности, строилась линия электропередачи от ТЭЦ-3 до кожкомбината имени Ленина (п. Вахруши) протяженностью 14 километров24.

Подводя итоги работы Кировского обкома ВКП(б) за 1941-1944 годы, в отчете ЦК ВКП(б) записали: «Довоенная мощность электростанций г. Кирова, где сосредоточены основные предприятия области, составляла 9,4 МВт. Мощность энергосистемы, входящей сегодня в образованный в 1942 году Кировский энергокомбинат НКЭС, увеличилась до 32,4 мгВт, то есть в 3,5 раза... Недостаток электроэнергии, который особенно остро чувствовался в 1942 году, был ликвидирован»25. Главная заслуга в этом - строителей Кирово-Чепецкой ТЭЦ, внесших свой вклад в дело общей Победы.

Примечания

1. ГАСПИ КО Ф. П-1290. Оп.7. Д. 17. Л. 379.
2. Там же. Д. 10. Л. 15.
3 Там же. Д. 12. Л. 64.
4 Там же. Д. 15. Лл. 169-170.
5 Там же. Оп.8. Д. 282. Лл. 3-5.
6. Там же. Ф. П-1291. Оп. 1. Д. 26. Лл. 165-166.
7. Там же. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 282. Л. 5, 7.
8 Там же. Лл. 49-51.
9 Там же. Д. 48. Лл. 45-45об. ,
10 Там же. Д. 282. Л. 94.
11 Там же. Л. 93.
12 Там же. Д. 12. Л. 48.
13 Там же. Л. 51.
14 Там же. Д. 282. Л. 160.
15 Там же. Оп. 17. Д. 1413.
16 Там же. Оп. 8. Д. 282. Л. 168.
17 Там же. Л. 173.
18 Там же. Д. 14. Лл. 33-36.
19 Там же. Д. 48. Л. 70.
20 Там же. Оп. 9. Д. 245. Л. 137.
21 Там же. Д. 247. Л. 21.
22 Там же. Д. 153. Лл. 10-10об.
23 Там же. Д. 247. Л. 82
24 Там же. Оп. 10. Д. 240. Л. 47.
26 Там же. Д. 36. Л. 83.