Синегорские организованные сааремцы

Е. Чудиновских

В первые дни войны в Нагорский район прибыли спецпереселенцы из Эстонии. По данным архива УФСБ по Кировской области, после войны на 1 июля 1945 года в Нагорском районе Кировской области проживало 55 семей, это 144 человека, 28 мужчин, 92 женщины, 11 детей в возрасте до 16 лет. По приблизительным подсчетам, за первые две зимы погибла четвертая часть высланных, продолжались аресты, люди из мест высылки попадали в лагеря.

Ныне следственные дела на административно высланных из Эстонии хранятся в архиве. Среди них и дела на 14 эстонцев из Нагорского района: рабочих в леспромхозе, лесхозе, вязальщиц трикотажной мастерской - членов семей репрессированных сотрудников Правительства Эстонии, полиции, землевладельцев, торговцев, промышленников.

Одно из следственных дел - это дело «Синегорских организованных сааремцев», по которому проходят 6 человек – молодых людей с острова Саарема.

Вот их имена:

Hay Калев Густавович, 23 лет, образование среднее, сын бывшего полицейского, репрессированного органами НКВД. В Кировскую область прибыл вместе с матерью и сестрой, работал помощником тракториста Синегорского лесоучастка Нагорского леспромхоза;

Кадорик Ильмар Михайлович, 20 лет, образование 8 классов гимназии (школу не успел закончить из-за выселения из Эстонии), сын репрессированного бывшего фабриканта. В Кировской области - лесоруб Нагорского леспромхоза;

Тамлехт Антс Алексеевич, 21 года, образование 9 классов, отец репрессирован, проживал с матерью, двумя братьями и сестрой; лесоруб Нагорского леспромхоза;

Тальвик Азер Александрович, 25 лет, образование 4 класса гимназии, сын бывшего полицейского, проживал с матерью и сестрой, работал лесорубом Синегорского мехлесопункта;

Сарлайд Арсений Сергеевич, 27 лет, сын полицейского, образование 5 классов, был кочегаром на пароходе торгового флота, служил в армии, работал машинистом на фабрике кожизделий, административно выслан в 1941 г. из Эстонии вместе с отцом, матерью, братом и сестрой, лесоруб Нагорского леспромхоза;

Кокк Максим Николаевич, 24 лет, сын полицейского, проживал в Синегорском мехлесопункте Нагорского района вместе с сестрой, работал лесорубом в Синегорском леспромхозе.

Оказавшись вдали от родины, они, естественно, тянулись друг к другу, встречались, вспоминали дом, друзей. И однажды написали такое объявление: «Здравствуй, друг!... У нас здесь имеется организация «СОС» - «Синегорские организованные сааремцы». В этой организации было создано бюро корреспонденции, задача которого - разузнавать новые адреса и вступать с ними в контакт. Задачи организации - организовывать по воскресеньям утренние молитвы, детские часы и т.д. Наша организация начала свое действие после 24 февраля. У нас было общее собрание. Один из нас рассказал об истории Эстонии, что сопровождалось музыкой и пением...»

Естественно, что наличие такой организации не могло укрыться от органов НКВД. А после обыска у арестованных появились и другие компрометирующие документы: дневники, письма. Вот отрывки из дневника, изъятого у К. Hay:

«17 июня [1941г.]. ...Переехали границу, это оживило наш вагон. Начались толки, какой стала Россия за 22 года... Какой выглядит эта расхваленная механизированная страна социализма?..

18 июня [1941г.] ...Наша поездка продолжалась дальше. Потом нам стало известно, что мы будем рабами Сибири...»

А эти записи уже периода жизни в Нагорском районе:

«2 декабря [1941г.] ...Сегодня все эстонцы решили не выйти на работу - объявили забастовку...

20 апреля [1942г.] ...Сегодня опять одна жертва - Саласта Айно - последовала за Айво Пресс, который умер вчера. Жертвы голода... Вот так страна рабочего класса. Вот эти хваленые условия жизни трудящихся!..

1 июня [1942г.] ...Вот и сенокос. Нас опять окружают 60-е годы Х1Х века. Нас гоняют, как собак. Белые рабы...»

Дело «Синегорских организованных сааремцев» закончилось для них печально. «За участие в антисоветской националистической организации и антисоветскую агитацию» постановлением особого совещаний при НКВД СССР от 19 января 1944 года HayКалев Густавович приговорен к 10 годам лишения свободы, Кадарик Ильмар Михайлович, Тамлехт Антс Алексеевич - к 8 годам лишения свободы. Сарлайт Арсений Сергеевич, Кокк Максим Николаевич, Тальвик Азер Александрович - к 5 годам лишения свободы.

О дальнейшей их судьбе ничего не известно…

А их имена занесены в Книгу Памяти жертв политических репрессий Кировской области.