Проблемы с памятью

 

В одном из номеров еженедельного польского журнала «Политика» (№ 46, 11 ноября 2000 г.) помещена статья о венгерском военнопленном, находившемся много лет после окончания Второй мировой войны в Котельниче Кировской области.

Предлагаем её перевод (в сокращении), выполненный членом польского клуба им. пана Ежи в Кирове Владимиром Жаравиным.

Случайно найденный Андраш Тамаш, последний военнопленный Второй мировой войны, в сентябре был привезён из России на родину, в Венгрию. После четырёх недель лечения 75-летний пациент начал говорить и вспоминать своё прошлое.

Направленный Министерством обороны подполковник Лашло Эрдос вынул из сумки бутылку, немного налил и дал попробовать привезённому месяц назад из России старику, пациенту государственного института психиатрии и неврологии в Будапеште.

- Это сливовица и, наверно, с моих мест, - сказал он после глотка.

Подполковник Эрдос между тем вынул фуражку венгерских войск времён войны. Томас несколько раз её примерил и сказал, что хотя она и впору ему, но это не его фуражка. Затем он выразил сожаление, что подполковник не принёс его правой ноги, которую три года тому назад ему ампутировали в России: «Я узнал бы её издалека, а кузнец из нашей деревни приделал бы мне её обратно».

Директор института психиатрии профессор Андраш Веер, который лично курирует лечение, замечает, что именно чувство юмора является, несомненно, оптимистичным сигналом, который позволяет верить, что пациент со временем приобретёт ясное сознание и вспомнит всю свою жизнь. Прошло полвека пребывания его среди психических больных, поэтому, кроме естественного состояния здоровья – частичной потери зубов, гипертонии, сужения сосудов, которое явилось причиной ампутации ноги, - у Тамаша наступили потеря сознания, рефлексов и нарушение речи. В институте психиатрии им занялись лучшие специалисты, которые вздохнули с облегчением, когда томография показала, что мозг пациента не повреждён и потеря памяти временная. Нужно было только время и терпение. Нужна была изоляция пациента от объявившихся родственников и журналистов, желающих писать репортажи и снимать фильмы.

Не обошлось и без политиков, которые хотели, пользуясь этим случаем, поднять свой рейтинг. Первым, широко улыбаясь, появился в палате больного вице-премьер Юзеф Торгиян, лидер Партии независимых крестьян. Затем подключились министр обороны, обещая аванс и пенсию, и министр здравоохранения, обещая при свете телевизионных прожекторов бесплатный протез.

Институт психиатрии в Будапеште стал вдруг очень посещаемым журналистами и телевизионщиками местом, причём до такой степени, что профессор Веер издал суровый приказ об ограничении допуска к больному даже высокопоставленных особ, а информацию для прессы делать только раз в неделю по пятницам.

Через два месяца интенсивного лечения, а также идентификационных исследований определили наконец дату его рождения и остальные личные данные. Оказалось, что дядюшка Андраш - так его ласково прозвали венгры - имеет фамилию Тома, а не Тамаш. Родился он в 1925 году в Юфехерто. Ему было 4 года, когда умерла его мать, и отец женился во второй раз. В этом браке родились живущие сегодня в окрестностях Ныйрегыхазы Анна и Януш Тома. Родство было подтверждено анализами по ДНК, дополнительные сведения были найдены в Германии. Андраш уже встретился со своими родственниками и старыми приятельницами. Встреча была необыкновенно волнующей и, на счастье, обошлась без лишних свидетелей. Оказалось, что Андраш Тома в возрасте 19 лет уже под конец войны, в 1944 году, войны, в которой венгры воевали на стороне Гитлера, был призван в армию и направлен на фронт. В плен попал в окрестностях Освенцима у Кракова. Он был в лагерях военнопленных в Белоруссии, затем в Бокситогорске, вблизи Ленинграда. Оттуда в январе 1947 г. был направлен с транспортом военнопленных в глубь Татарстана. От переживаний Тома сошёл с ума и оказался в госпитале, а затем в психиатрической лечебнице в Котельниче, где провел остаток жизни.

Профессор Андраш Веер и лечащий врач Акош Барт считают, что через полтора месяца - на Рождество - Тома может вернуться к семье. Тома очень дисциплинированный пациент, заботится о чистоте, очень любит купаться и учится ходить на протезе. Важно, что он спокоен и улыбчив. Он с удовлетворением принял звание старшего сержанта, известие о назначении ему пенсии в размере 20 тысяч форинтов (около 40 долларов), а также с выплатой денежного жалования за 55 лет, что даёт ему материальный достаток.

Во время Второй мировой войны венгерская армия была разгромлена в 1943 году под Воронежем. Из 200-тысячной армии в живых осталось около 52 тысяч человек. 100 тысяч попало в плен. Этот разгром сегодня сравнивают с крупнейшей проигранной битвой в 1526 году под Мохашем. Погиб король Венгрии Людовик II Ягеллон.

Обнаружение Андраша Тома напомнило о венгерских военнопленных, не вернувшихся из России. Может быть, некоторые из них ещё живы. И поэтому в ближайшее время направится в Татарстан венгерская делегация, в состав которой войдут врачи и специалисты, способствовавшие возвращению памяти Андраша. Они посетят там психлечебницы.