Поляки в Котельниче в годы Великой Отечественной войны

В. Жаравин

В Государственном архиве Кировской области я нашел интересные данные о том, что, оказывается, на 20 мая 1942 года в области проживало 2666 поляков. Они были расселены в 24 районах области, в том числе в Котельничском – 87 человек. Кировский историк В.М. Фоменкова приводила и другую цифру: на 1944 год поляков было уже 5125 человек. Причем, она указывала, что все они были из числа эвакуированных. Наши разыскания в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (ГАСПИ КО) частично дают ответ на вопрос о том, что это за польское население жило у нас, в том числе и в Котельниче.

Конечно, эвакуированные поляки были, но их было единицы: вспомним, что территория Западной Белоруссии и Западной Украины, где они в основном проживали в СССР, были захвачены немцами в первые дни войны. В действительности польское население официально появилось в области осенью 1941 года, когда в результате амнистии от 11 августа 1941 года все польские граждане, проживавшие на территории Польши в 1939 году, были освобождены из лагерей, тюрем и спецпоселений. Многие из них были в Вятлаге и поселках Дубровка Нагорского и Скачок Верхнекамского районов, другие приехали из Архангельской, Вологодской областей и Коми АССР. Для решения проблем с польскими гражданами(так их официально называли, потому что это были по национальности поляки, белорусы, украинцы и евреи) в городе Кирове было открыто представительство посольства Республики Польши в СССР, так называемая Делегатура польска. Ею были назначены доверенные лица польского посольства в районах области. По Котельничскому району им был утвержден Черняк Антон Осипович (в нашей стране все иностранцы, как правило, зовутся по-русски, в действительности его имя – Антони, а его отца – Юзеф).

 А. Черняк.

В ГАСПИ КО имеются на него документы, из которых можно узнать некоторые факты его биографии. Он родился в с. Делево Минской губернии в крестьянской семье в 1907 году, по национальности – поляк. О своем образовании говорил, что малограмотный. В 1920 году территория, где проживал Черняк, отошла к Польше. Он служил в польской армии, в кавалерии, а после демобилизации до 1939 года занимался сельским хозяйством. После прихода советских войск в 1939 году Черняк был арестован (о причинах ареста сведения противоречивы) и осужден на 5 лет лишения свободы. Наказание отбывал в Архангельской области. После освобождения по амнистии осенью 1941 года приехал в г. Котельнич и устроился работать в «Заготзерно», а с апреля 1942 года стал доверенным Польского посольства по Котельничскому району. Эта работа начиналась с составления списка всех польских граждан, проживавших в районе,по форме, предложенной Делегатурой. В ней указывались данные о человеке, его месте жительства в Польше и в СССР, его месте работы, заработной плате и составе семьи. (Как жаль, что в архиве нет этих сведений, возможно, они отправлялись в посольство).Этот список Черняк лично отвез в г. Киров, в Делегатуру. После этого поляки начали получать материальную помощь от польского правительства, находившегося в Лондоне. Гуманитарные грузы приходили морем, вместе с поставками по ленд-лизу, до Архангельска, а оттуда по железной дороге через Котлас в Киров. В областном центре была создана польская распределительная база, с которой товар шел по районам. Антони Черняк общался непосредственно с директором базы Юзефом Кутыбой, через которого шло распределение. Продовольствие предназначалось для всех: это были мука, тушенка, сгущенка, яичный порошок, кондитерские изделия. Согласитесь, что в условиях войны это была существенная поддержка. Кроме этого, были еще и промтовары: одежда, обувь, одеяла и т.д. Их часто направляли по заявкам, которые делали Черняку (мыло, например, нужно было всем, а детская одежда не каждому). Для удобства товар в Котельнич отправляли по железной дороге, а для его хранения пришлось открывать склад, который жители называли польской базой. Вскоре на нее начал поступать товар и для других районов, в частности, для Яранского и Санчурского. Работать одному становилось трудно, и была выделена вторая ставка: помощник доверенного. На этой должности стал работать Вацлав Войцюк, с которым Черняк познакомился по совместной работе в «Заготзерно». О нем известно, что он родился в 1907 году в Белостоке, поляк, образование – 7 классов. Служил в польской армии, воевал в 1939 году с немцами, попал в плен, оттуда бежал и перешел границу с СССР. За нелегальный переход границы получил 5 лет лагерей, отбывал в Архангельской области, освободился по амнистии и приехал в Котельнич.

 В. Войцюк.

В январе 1943 года Антони Черняка на должности доверенного польского посольства сменил Франц Рудницкий. К сожалению, никаких данных о нем в архиве выявить не удалось. На должности доверенного он проработал недолго, так как весной 1943 года советское правительство разорвало дипломатические отношения с польским, соответственно, были ликвидированы и все польские учреждения в стране, в том числе и в Кировской области. В это же время началась паспортизация польских граждан: до этого они жили по временным удостоверениям или по польским паспортам, назначенным в Делегатуре. Народ стал волноваться, пошли разговоры, что, получив паспорт, потом нельзя будет вернуться в Польшу. Обеспокоенные котельничские поляки послали в Киров «гонца» Давида Сважинского. Вернувшись в Котельнич, он передал слова Юзефа Кутыбы о томчто каждый должен поступать так, как хочет, а никаких указаний нет. (Делегатуры тогда уже не было, но база функционировала). В связи стем, что за отказ в получении советских паспортов судили и давали сроки, а судимых польских котельничан не выявлено, похоже, что в Котельниче паспорта получили все.

Проживавшие в Котельничском районе польские граждане были разными. Не все они оказались людьми честными. Антони Черняк и Вацлав Войцюк, руководя базой и распределяя товары в условиях полуголодного существования и всеобщего дефицита, не удержались от соблазна. Уволившись в январе 1943 года из Делегатуры, они не стали нигде работать и жили до октября месяца на деньги, получаемые ими от торговли на местном рынке гуманитарными грузами из Англии, а, когда кончились товары, снова пошли работать грузчиками в «Заготзерно».О дальнейшей их судьбе известно, что оба они были арестованы в декабре 1943 года и 3 июня 1944 года вместе с польскими гражданами Войцехом Григоровичем, Давидом Сважинским, Яном Дранкевичем были осуждены за «антисоветскую агитацию» по статье 58 п.10 ч.2. Их вина состояла в том, что в разговорах они «в антисоветском духе отзывались о советской действительности, восхваляли буржуазный строй Польши».Особым совещанием при НКВД они были приговорены на срокот 5 до 10 лет лишения свободы. Из документов видно, что Черняк Антони умер в заключении 3 июля 1947 года, Сважинский и Дранкевич полностью отбыли свои сроки и были освобождены.

14 апреля 1989 года прокуратурой Кировской области все пятеро реабилитированы.

Судьбы остальных 80 котельничских поляков еще предстоит выяснить. Можно только добавить, что в 1944 году в Кирове было создано отделение Союза польских патриотов, уполномоченные которого тоже действовали в районах области. Через этот Союз польским гражданам так же оказывалась материальная помощь. К сожалению, о деятельности Союза в Котельниче автору неизвестно.

После окончания войны, в 1946 году, польские граждане получили возможность уехать на родину, и лишь единицы из них, создавшие здесь свои семьи, остались в нашей области.

Использованные материалы:

  • ГАКО. Ф. Р-2169. Оп. 1. Д. 639. Л. 137-138. ГАСПИ КО. Ф. Р-6799. Оп. 6. Д. СУ-7842.
  • Фоменкова В.М., Опарино-Варшава, - Кировская правда, 1993, 6 апр. (№ 41). – С. 2.