Ковалась победа в Вятлаге

Е. Чудиновских

1418 дней дней Великой войны столько вместили в себя, что и сегодня нелегко раскрывают они свои тайны. В архиве хранится фонд политотдела Вятлага НКВД. Документы его дают представление о судьбе и быте поволжских немцев, жизнь которых оказалась связанной с Кайским районом. Они также самоотверженно приближали победу как могли.

До войны они имели самостоятельную автономную республику Немцев Поволжья, располагавшуюся на части Саратовского края. Это потомки немцев- колонистов, переселившихся в Россию из юго-западной Германии ещё в 70-х годах XVIII века. Проживали компактно, учились в национальных школах, многие не умели ни говорить, ни писать по-русски. С началом войны АССР Немцев Поволжья была ликвидирована, а немцы переселены в Красноярский и Алтайские края, Казахскую ССР, Новосибирскую, Кемеровскую, Омскую и ряд других областей. В начале 1942 года многих из них мобилизовали в трудармию НКВД, часть оказалась в Вятлаге на лесозаготовках.

На 15 апреля 1942 года Вятлаг имел 35 подразделений, где содержались почти 20 тысяч заключённых и около 7 тысяч мобилизованных немцев. До войны трудармейцы были учителями, медиками, артистами театра, колхозниками. Учился в г. Энгельсе в десятом классе школы Э.Д. Куфельд, в техникуме - И.Б. Келлер, в Саратовском медицинском институте - Э.Г. Крейг, была отличницей в школе Э.Р. Магель, работал в колхозе И.К. Фрицлер. В Вятлаге им пришлось осваивать новые профессии: лесорубов, грузчиков, возчиков, пилорамщиков...

Среди немцев-трудармейцев были и члены компартии, комсомольцы, объединявшиеся в свои партийные и комсомольские организации. Немецкие коммунисты составляли более половины Вятлаговской парторганизации. Здесь же проводили собрания, обсуждали производственные показатели, житьё-бытьё, помощь фронту и т.д.

В докладных записках политотдела читаем: « ...За период с февраля 1942 года по 1 июля 1944 года поступило немцев-трудоармейцев 8207 человек... За это время убыло 5283 человека, в том числе умерло 1428 человек (каждый шестой!), осуждено 365, демобилизован 1581, бежало 7 человек. Находится в отпуске 1079 человек». Немцы-трудоармейцы размещены, в основном, на ЛЗО (лесозаготовительный отряд) № 12. Кроме того, небольшие группы от 100 -150 человек размещены на 4, 6, 10, 13-м ОЛП (отдельных лагерных пунктах).

Мобилизованные немки размещены на подкомандировке 3 ОЛП (600 чел.) и сельхозподкомандировке в совхозе № 2 (свыше 300 человек).

Доклады сообщают, что работают трудармейцы, в основном, хорошо. Значительная их часть нормы выработки выполняет.

Из числа мобилизованных немцев создали 11 комсомольско-молодёжных бригад, организовали соцсоревнование, стахановские вахты, появлялись свои «двухсотники» и «трёхсотники» (те, кто норму выполнял на 200-300 процентов).

Работа трудармейцев в Вятлаге сродни настоящему трудовому героизму. Чтобы оценить слова «нормы выработки выполняют», необходимо познакомиться с бытом трудармейцев.

Жили в бараках-казармах, на одного человека приходилось лишь 1 кв. м. площади, спали на сплошных нарах... Критиковали себя и начальство на партсобраниях: «У нас в казармах грязно и холодно, многие мобилизованные спят, не раздеваясь... умывальников нет... Сушилки часто не отапливаются. Люди вынуждены в мокрых валенках выходить на работу... Ну а летом - мухи и клопы в казармах не дают покоя ни днём, ни ночью... Не все бригады обеспечиваются на производстве кипячёной водой, и люди нередко вынуждены пить сырую болотную воду...»

К тому же все трудармейцы отмечали плохое качество и недостаток продуктов. По словам А.Г. Дитца, столовая имела очень неприглядный вид ... повара в грязной одежде, с немытыми руками.

Периодически проявлялась бдительность по отношению к немцам: проверялись их вещи. Провинившиеся же за какие-либо проступки могли попасть на гауптвахту.

Тяжёлая работа, недостаточное питание, скученность в помещениях порождали и тяжёлые болезни. В докладе политотдела за 1944 год указывается: «Значительная часть немцев-трудармейцев болеет воспалением лёгких, туберкулёзом и элементарной дистрофией».

Не все выдерживали экстремальные условия. Были случаи членовредительства, дезертирства. В 1943 году дезертировало 12 мобилизованных немцев, в 1944-м — 19. Бежать удалось семи.

На войне как войне. Отповедь слабым давали их же товарищи. Трудармеец Рейш, выступая на партсобрании, говорил: «У многих существует мнение, что питание слишком слабое и лучше работать при этом нельзя. Нам нельзя забывать, что мы живём в момент Великой Отечественной войны и такие вредные мнения и разговоры следует разбить». Ему вторил и трудармеец Гофман: «В любой бригаде есть плохие и хорошие работники при одних и тех же условиях питания. Нас правительство мобилизовало на трудовой фронт. Мы должны доказать, что мы люди, преданные Советскому Союзу».

И доказывали. Доказывали трудом, участием в подписке на заём, распространением билетов денежно-вещевой лотереи и т.д.

В июле 1943 года решили помочь детям, пострадавшим от немецкой оккупации, осиротевшим детям партизан и воинов Красной Армии. За сутки собрали для этой цели 18 тысяч рублей. В марте 1941 года по инициативе трудармейцев комсомольско-молодёжной бригады № 40 (бригадир Юнг) коллектив Вятлага собрал на строительство боевых самолётов «Лаврентий Берия» (по распоряжению которого немцы и оказались в кайских лесах) более 500 тысяч рублей, за что получил благодарность от И.В. Сталина.

Во всех подразделениях работали кружки художественной самодеятельности, где принимали участие и артисты-профессионалы, работавшие ранее в театрах немецкой республики, и любители. Кружок художественной самодеятельности 12 ЛЗО дал за 1943 год 32 концерта и 15 спектаклей. Поставлены пьесы «Чужой ребёнок» Шваркина, «Синий платочек» Катаева.

После войны трудармейцы были демобилизованы. В документах 1946 года идёт речь уже не о трудармейцах, а о спецпереселенцах и о переводе их на новое место жительства.